С ходу удалось установить номер двигателя «Ш 27312». Надо сказать, что ранее найденные нами по соседству самолёты «ИЛ-2», в июле 1943 года были потеряны в ходе Орловской наступательной операции.
Номера их двигателей начинались на «Ф», и мы заранее настроились на лёгкое определение принадлежности погибшей крылатой машины. Но тут стало понятно, что на этот раз найденный «Ильюшин» выпущен в 1941 году.
Зная срок жизни штурмовика в первый период войны, бесполезно было надеется на то, что самолёт дожил до 1943 года.
Отсутствие гильз и звеньев ленты к оборонительному пулемёту УБТ калибра 12,7 мм указывало на то, что машина была одноместной (без стрелка, защищавшего штурмовик с тыла).
В ходе работ стало ясно, что большая часть погибшего самолёта была убрана с поверхности земли после окончания боевых действий в этом районе.
А двигатель в момент удара о землю не работал (сохранились вал редуктора, который устанавливался на ранних ИЛ-2, и две лопасти винта марки «ВИШ-22»).
Двигатель от удара развалился на куски, алюминиевые обломки и навесные агрегаты которого остались в земле. А вот коленвал двигателя отсутствует.
Как минимум, часть бомбовой нагрузки сдетонировала при ударе, а потому определить причину гибели машины не представляется возможным: множество рваных пробоин могут быть как следами обстрела, так и следами подрыва на собственных боеприпасах. Крылья с пушками и пулемётами оставались на поверхности и были изъяты задолго до нас.
Были подняты куски брони корпуса (ведь это «летающий танк»), но лишь те, которые находились в носовой части, до кабины пилота. Никаких останков погибшего лётчика мы не обнаружили. Может быть, остался жив, покинув падающую машину на парашюте?
Закончив подъём фрагментов самолёта (глубина воронки составила 3,5 метра), мы провели рекультивацию места, оставив хозяевам поля ровную площадку, готовую к сельхозработам.
В настоящий момент поисковики занимаются установлением принадлежности крылатой машины. Мало знать номер двигателя, надо выяснить и номер самолёта.
Уже известно, что на данном направлении в 1941 году могли действовать несколько штурмовых авиационных полков (ШАП):
- 299-й ШАП отбыл в Новосиль 3 октября 1941-го (кратчайшее расстояние до Орёл из Новосиля проходит как раз через место, где мы работали), а затем перелетел в Волово Тульской области;
- ещё один, 74-й ШАП, входил вместе с 299-м ШАП в состав 6-й РАГ.
Как видите, варианты есть, но всё решается наличием или отсутствием требуемых документов.
В настоящее время мы продолжаем чистку найденных обломков, надеемся найти заветный номер. Только тогда станет ясно, кто управлял грозной машиной в тот роковой вылет.